Головна » Статті » Маркетинг |
В общении с клиентами, с журналистами, с разными людьми, которые интересуются маркетингом и брендингом, часто возникает вопрос о том, что же такое бренд-консалтинг. Интересный феномен: слова "консалтинг" и "консалтинговые услуги" становятся сейчас все более модными, но при этом четкого однозначного понимания на рынке, что входит в консалтинговые услуги того или иного вида часто нет. В этом материале я предлагаю определение бренд-консалтинга как типа консалтинговых услуг и даю классификацию видов бренд-консалтинговых услуг. Кроме того, в материале дается четкое описание того, в чем помогает Клиентам бренд-консалтинговая компания "Следопыт", когда они обращаются к нам с просьбой оказать ту или иную услугу. Материал по своему стилю немного академичен – используется формат, типичный для профессиональных словарей. Он выбран для того, чтобы максимально избежать воды и для того, чтобы читатель мог быстрее сориентироваться в том, что для него более важно. В частности,
Итак, бренд-консалтинг – это система исследовательских методов, специальных методов анализа и консультационных методик, на основе которых осуществляется создание брендов и управление брендами. Эффективный бренд-консалтинг – это бренд-консалтинг, который делает бренд источником стабильного дохода и развития бизнеса. Виды бренд-консалтинговых услуг напрямую зависят от того, на какой жизненной стадии находится бренд. В жизни бренда существует 4 неравноценных стадии:
Выделим основные виды бренд-консалтинговых услуг в соответствии со стадиями жизни бренда: А) Разработка бренда
Перед тем, как создавать бренд, важно понять, есть ли у него потенциальный потребитель и оценить, будет ли он пользоваться спросом и в какой степени. Для ответа на эти вопросы проводится комплексное изучение особенностей планируемых продукта/услуги, предлагаемых Клиентом, рынка в целом и динамики потребительского рынка с точки зрения особенностей и предпочтений потребителей. После этого дается заключение по поводу того, насколько целесообразно компании создавать бренд на данном этапе.
Часто бывает, что у компании есть производственные и финансовые возможности для создания бренда в нескольких категориях. При этом компания не может определиться, в какой категории наиболее целесообразно создавать на данном этапе бренд. В результате бренд-консалтингового проекта становится понятным, в какой категории следует создавать бренд, а, если это можно с успехом сделать в нескольких категориях, определяются приоритеты.
Для того, чтобы создать сильный бренд, важно иметь конкурентоспособный продукт с точки зрения его физических свойств (для продуктов питания это, в частности, вкус, цвет, запах…), ассортимента, упаковки, цены. Благодаря специальным исследованиям определяется то, в чем и насколько продукт должен отличаться от конкурентов, и какой должна быть стратегия по каждому из направлений (ассортимент, ценообразование и пр.)
Целевая группа – это группа людей, которые объединены какими-то общими признаками (пол, возраст, ситуации потребления продукта, психографические особенности…). Очень важно точно определить, для кого создается бренд и ответить на вопрос, почему данная целевая группа должна предпочесть Ваш бренд другим. Если это сделано правильно, значительно уменьшаются финансовые ресурсы, которые нужно тратить на продвижение и бренда и на борьбу с конкурентами.
Позиционирование – это самое главное обещание бренда потребителю, которое помогает ему распознавать бренд среди прочих торговых марок и является основанием для его предпочтения (покупки). В соответствии с позиционированием строится, в частности, вся рекламная коммуникация. Характер бренда – это описание психологических характеристик бренда, которые чаще всего передаются при помощи прилагательных. Б) Создание и развитие бренда На второй и третьей стадиях жизни бренда предоставляются схожие виды бренд-консалтинговых услуг.
Данная услуга позволяет осуществлять комплексную диагностику "самочувствия" - бренда и, соответственно, своевременно выявлять его слабые места/проблемы, которые могут негативно сказаться на продажах. Данная услуга наиболее эффективна, если носит регулярный для бренда характер.
В рамках подобной стратегии дается комплекс рекомендаций, связанных с целевой группой, позиционированием, упаковкой, ценой, особенностями дистрибуции, стратегией продвижения (включая рекомендации по наиболее эффективным каналам коммуникации).
То, что компания столкнулась с подобной проблемой, чаще всего проявляется в негативных тенденциях типа падение продаж, неустойчивые продажи, прекращение роста продаж на фоне увеличения продаж конкурентов, недостаточный эффект от ввода новых продуктов и так далее. В этом случае делается комплексное изучение бренда и конкурентной среды, выявляются наиболее важные барьеры, которые обязательно нужно преодолеть, и определяются шаги, которые нужно предпринять (например, изменение целевой группы, коррекция ценовой политики, усовершенствование ассортимента, изменение системы продаж и пр.)
Часто встречаются ситуации, когда у бренда нет особых проблем, но стоит задача еще большего укрепления его позиций. Результатом бренд-консалтингового проекта являются – в зависимости от ситуации – следующие рекомендации:
В украинском бизнесе достаточно часто встречаются ситуации, когда под одним брендом производятся товары из самых разных категорий либо, наоборот, у одного производителя существует много не очень сильных торговых марок. В таких ситуациях определяется, как поступить с существующими марками (переориентировать на другие целевые группы, изменить позиционирование, вообще убрать с рынка…). С другой стороны, определяется эффективная структура брендов (наличие саббрендов, отношения с брендом компании-производителя и пр.) В) Старение бренда
Любой бренд (либо какой-то его элемент – характер, ассортимент и пр.) имеет "эффективное время жизни", когда он выгоден своему владельцу. Время жизни бренда может исчисляться столетием. При этом много брендов стареют даже не дойдя до стадии развития, а, если бренд вступил в эту стадию, вложение денег в его последующее развитие бессмысленно.
27.10.2004 | |
Переглядів: 525 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всього коментарів: 0 | |