Руководитель рекламного
агентства Saatchi & Saatchi Кевин Робертс прочел в центре дизайна
Artplay лекцию «Креативное лидерство».
И вот основные
тезисы этой лекции.
- Мы живем в мире, который
американцы называют миром VUCA — нестабильном, неопределенном,
сложном и неоднозначном (аббревиатура от volatility,
uncertainty, complexity и ambiguity). Именно таков сегодняшний
мир — и он не собирается меняться. И это очень
интересное время для креативных людей, потому что старые рабочие модели
больше не функционируют. Менеджмент умер. Маркетинг умер. Стратегия
умерла.
- Мы перешли в эпоху идей.
Мне кажется, что мы живем в энергичном, полном надежд
и оптимизма, свободном и революционном мире. В прошлом для
того, чтобы что-то изменить, необходимы были деньги, связи, власть.
Сегодня для этого нужен только компьютер, Youtube и Facebook. И, конечно же,
хорошая идея. С этими инструментами можно изменить мир
за 12 часов.
- Прогресс сейчас — дело рук
безумцев, потому что у них есть идеи и смелость
их осуществить, они не боятся неудач. Единственное, что нас
останавливает, — это неуверенность в себе, в своих силах
и недостаток воображения. России необходимо двигаться вперед, потому
что она является важной частью мира.
- Для того, чтобы победить
в VUCA-мире, не стоит фокусироваться на новом. Новое —
уже старое. Сегодня важно не новое, а настоящее, актуальное.
Мы хотим жить в эпохе актуального, потому что оно доставляет нам
радость. Бизнесменам, маркетологам и всем креативным людям важно
понять: все, что они делают, должно приносить людям радость именно сейчас,
в настоящем.
- Мы перешли от экономики
внимания к экономике участия. Все, что мы делаем, должно
привлекать и вовлекать. Старые модели маркетинга и менеджмента
односторонни, а сегодня люди хотят участвовать во всем
сами — писать твиты, блоги, фотографировать, делиться мыслями
и впечатлениями. От эпохи потока информации мы переходим к эпохе
вдохновения. Маркетинг должен вдохновлять людей на действие.
- Теперь маркетингом руководят
эмоции. Маркетинг — это не наука, это искусство. Рациональное
мышление ведет к выводам. Креативное мышление ведет к действию.
Забудьте обо всем, что вы знаете, избавьтесь от скепсиса
и следуйте своим инстинктам. Когда вы сталкиваетесь
с идеей, задайте себе три вопроса:
1. Хочу ли
я это увидеть еще раз?
2. Хочу ли
я поделиться этим?
3. Хочу ли
я это улучшить?
- В новом мире побеждают
не властные лидеры, а креативные. Что нужно для того, чтобы
стать креативным лидером?
1. Иметь
цель. У вас должна быть мечта, частью которой
все бы хотели стать.
2. Иметь
много мелких идей. Не нужно терять время
на поиски большой идеи, если у вас ее нет. Креативные лидеры
выдвигают мелкие идеи — пусть потребители развивают их сами.
3. Уметь
менять ракурсы. Стив Джобс создал новый продукт
из отсутствия привычных возможностей: он убрал в своих товарах
все лишнее и завысил цену. Креативные лидеры умеют превращать проблемы
в возможности.
4. Удивлять
очевидными вещами. Много лет Стив Джобс отказывался
продавать товары Apple в розницу. Открыв магазин, он удивил
очевидным. Теперь его магазин самый прибыльный во всем мире.
5. Создавать
неотразимое. Мы говорим о будущем
за пределами брендов. Бренды легко заменяемы. Нужно создавать не то,
что претендует на незаменимость, а неотразимое — то, перед чем
люди не смогут устоять. Для того, чтоб этого достичь, вам надо подумать
о следующих аспектах:
а) Таинственность. Чем больше люди о чем-то знают, тем меньше у них
интереса. Их притягивают истории, а не информация. Ваша работа
должна быть похожа на работу сказочника. Именно сказочники
в ближайшем будущем будут зарабатывать больше всех.
b) Чувственность. Мы познаем мир через свои пять чувств одновременно.
Большинство брендов обращаются только к двум. Найдите способ вовлечь все
пять.
c) Ощущение близости. При всей своей таинственности мы должны быть
на одной волне со своими потребителями, и мы должны быть
на равных. Мы больше не даем своим потребителям указания,
а только помогаем и советуем.
6. Вдохновлять
других. Креативные лидеры создают общество, в котором
обеспечены ответственность, обучение, признание и радость. Именно
в таком обществе рождаются идеи.
7. Выполнять
задуманное. Вместо того чтобы месяцами планировать,
обсуждать и вести переговоры, креативные лидеры нацелены
на конкретные действия. В нашем агентстве нет годовых планов,
мы составляем план только на сто дней и выполняем главное. Нужно
научиться терпеть неудачи и быстро исправлять свои ошибки.
- И напоследок — три важных
слова. Первое — энтузиазм: у нас всего одна жизнь и нужно
прожить ее с энтузиазмом. Второе — ракурс: иной взгляд
на жизнь порождает выдающиеся идеи. И третье — каждый: роль
бизнеса в том, чтобы сделать мир лучше для каждого из нас.
|